Корпус и броневая защита. При строительстве корпуса применялась устоявшаяся система продольно-поперечного набора батоксов и шпангоутов. Широко использовался опыт электросварки, приобретенный еще в годы первой мировой войны. Это позволяло избавиться от лишнего веса заклепок, что было особенно важно, учитывая ограничения, наложенные на водоизмещение кораблей. В целом 90 % конструкций корпуса скрепили при помощи электросварки. Опыт строительства кайзеровского флота был использован при сооружении 16-ти водонепроницаемых отсеков, двойного дна, занимавшего 92 % длины корабля. <
Строительным материалом служила преимущественно корабельная сталь «ST-52", а для менее важных деталей — «ST-45» и алюминий. В качестве брони применялась известная крупповская сталь марок «КС» и «KNC» (по более поздней терминологии «Вотан мягкая» и «Вотан Твердая"). Преимуществом этой стали было, в частности, то, что она прекрасно подвергалась сварке.
В целом броневая защита кораблей типа «Дойчланд» была не слишком надежной и, хотя проект предусматривал ее сопротивление артиллерии тяжелых крейсеров, она вряд ли могла справиться с этой задачей, ведь толщина бортовой брони не превышала 80 мм. Правда, эффективность бортовой брони несколько увеличивалась благодаря ее наклону на 12° и усилению в нижней части корпуса. Бортовая защита дополнялась броневыми переборками между броневой и верхней палубами.
Из-за довлевших над всем проектом требований экономии веса на первых двух кораблях серии броневая палуба даже не перекрывала полностью корпус по ширине, что было несомненным недостатком. На третьем, более совершенном во многих отношениях корабле «Адмирал граф Шпее» этот недостаток устранили.
Для защиты подводной части корпуса у каждого борта в 2 м за наружной обшивкой устанавливалась наклонная броневая переборка. Эта продольная переборка у первых двух кораблей серии доходила лишь до внутреннего дна, а у третьего до внешнего. Иной подводной защиты «карманные линкоры» не имели, если не считать заполнения объемов внутренних и внешних бортовых проходов, поскольку было доказано, что подводный взрыв сильнее разрушает борт, если за ним располагаются пустые отсеки.
Корабли типа «Дойчланд» не стали абсолютно подобны друг другу. «Адмирал Шеер» был на 0,65 м шире, чем «Дойчланд". Его броня имела иную толщину, а бортовой пояс сделали почти на метр шире. Надежнее был бронирован третий корабль серии «Адмирал граф Шпее". На нем, кроме более протяженных броневой палубы и продольной переборки, усилили защиту фор-марса и поперечных переборок.
Усовершенствование бронезащиты привело к увеличению водоизмещения. Так, «Адмирал граф Шпее» превышал «Дойчланд» на 1740 тонн, а «Шеер» на 790 тонн. Такое водоизмещение противоречило нормам Версальского договора, но к этому времени Германия окончательно перестала с ним считаться. В 1935 г. было подписано англо-германское соглашение по флоту, санкционировавшее все дальнейшие действия Германии.
И все же экономия на бронировании привела к тому, что в ходе второй мировой войны «карманным линкорам» неизменно предписывалось избегать соприкосновения с тяжелыми кораблями противника.
Вооружение. До принятия окончательного решения главный калибр новых броненосных кораблей определялся в широком диапазоне: 330, 305, 280 и даже 210 мм. В конце концов были выбраны 280-мм орудия, являвшиеся к тому времени испытанным оружием. Они на протяжении многих лет служили стандартными орудиями главного калибра германских линейных крейсеров (а поначалу и линкоров) и постоянно совершенствовались.
Источник: http://wunderwaffe.narod.ru
|