«„Карманные линкоры“ – под таким названием остались в истории эти оригинальные корабли, созданные германскими инженерами. Вооруженные очень мощной артиллерией главного калибра и оснащенные необычной дизельной установкой, корабли типа Deutschland считались во второй мировой войне одним из главных козырей Кригсмарине (германских военно-морских сил Третьего рейха. – Прим. ред.). Благодаря огромной дальности плавания они идеально подходили на роль океанских рейдеров, став „костью в горле“ для лордов Адмиралтейства». <
В.Л. Кофман. «Карманные линкоры фюрера. Корсары Третьего рейха»
Борьба с торговым судоходством всегда была важной частью боевых действий флота. Поэтому вряд ли стоит удивляться радости, которую испытали немцы, узнав, что их «Адмирал граф Шпее» за три месяца рейдерства потопил в водах Атлантики девять английских судов водоизмещением около 50 тысяч тонн.
Однако после того как в течение суток этот «карманный линкор» отправил на дно два английских транспорта между Фритауном и Рио-де-Жанейро, его командир решил, от греха подальше, сменить дислокацию и выбрал для этого устье реки Ла-Плата, куда часто заходили британские торговые суда. Тем временем англичане отправили на поиск вражеского рейдера сразу три корабельных соединения, действовавших в Южной Атлантике. Во главе одного из них был коммодор Хэрвуд, получивший приказ любой ценой найти и уничтожить противника. Но вместо того чтобы преследовать рейдер, руководствуясь сообщениями с атакованных им судов, Хэрвуд решил «вычислить» его дальнейшие планы. По мнению командора, рейдер должен был появиться в районе Буэнос-Айреса и Монтевидео, где обычно проходили пути привлекательной для этого морского разбойника добычи.
Таким образом, ранним утром 13 декабря 1939 г. три крейсера коммодора Хэрвуда – «Эксетер», «Аякс» и «Ахиллес» – буквально нос к носу столкнулись с германским кораблем. Погода стояла идеальная. Море было спокойным, небо – безоблачным, а видимость – практически неограниченной.
Наблюдатели с германского рейдера опознали в одном из английских кораблей тяжелый крейсер «Эксетер», а два других судна приняли за эсминцы. Значит, был сделан вывод, таков конвой, сопровождающий большой караван из торговых судов. Имея на борту полный боекомплект, командир «…Шпее» решил атаковать неприятеля, рассчитывая легко уничтожить единственный крейсер, а потом разделаться с эсминцами. Важно было не допустить, чтобы англичане вызвали помощь по радио. Главная трудность для них заключалась в том, что по огневой мощи своих орудий «Адмирал граф Шпее» превосходил все три английских корабля вместе взятые.
«Я полагаю, что перед нами карманный линкор», – телеграфировал коммодор Хэрвуд командованию. Вскоре немецкий рейдер ударил по английским кораблям. На его пушечный залп ответил «Эксетер», а за ним – «Аякс» и «Ахиллес», открывшие огонь по противнику с обоих бортов.
Быстро просчитав свои возможности, командир «Адмирала граф Шпее» капитан Лангсдорф приказал сосредоточить огонь 283-миллиметровых орудий главного калибра на тяжелом крейсере англичан, а остальные их боевые единицы обстреливать вспомогательной артиллерией. В течение каких-нибудь двадцати минут «Эксетер» получил несколько попаданий, в результате которых была разбита вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, вышли из строя связь и механизмы рулевого управления. Коммодор Хэрвуд уцелел просто чудом.
В результате флагман английской эскадры зарылся носом, накренился на борт и, прикрывшись дымовой завесой, вышел из боя, взяв курс на Фолкленды – для последующего ремонта. Однако в этой огневой дуэли он тоже нанес противнику повреждения: на рейдере занялся пожар.
Между тем легкие крейсера англичан меткими выстрелами вывели из строя на рейдере систему управления артиллерийским огнем. Через пробоины в его корпусе стала поступать вода. Сам Лангсдорф был легко ранен, после чего несколько растерялся и, по мнению находившихся рядом с ним офицеров, стал принимать неадекватные решения. В итоге отдал приказ идти на починку в ближайший нейтральный порт (им оказался Монтевидео). Уже после полуночи «Адмирал граф Шпее» бросил якорь на рейде уругвайской столицы, а оба израненных английских корабля не ушли – остались поджидать его у входа в гавань.
Источник: http://tainy.info/
|